Уже за полночь. Я, поджав ножки, сижу на переднем сиденье автобуса и смотрю на дорогу. Да, мы снова в дороге, - в нашей единственной «дороге без конца».
Несколько часов назад мы собрались рядом с «Триадой», упаковали велосипеды, загрузились в ПАЗик, сфотографировались и маршрут начался. Начался он с дождя. Говорят, что дождь в дорогу - это хорошо. Я не знаю почему. Может потому что смывает всё лишнее - последнюю суету, проблемы и хлопоты.
Вот и сейчас, глядя в окно на ночную дорогу, пытаюсь придумать, с каких слов я буду начинать свой будущий отчёт, и не получается. Мысли как чистый лист или как первая страница блокнотика, взятого в дорогу, на которой потом запишутся дни и километры, скорости и препятствия, часы и расстояния, а сейчас там только ожидание - ожидание нового дня, предугадать который до конца ещё невозможно, да и не нужно - в этом и смысл жить, чтобы каждый раз выбирая путь иметь намеренье следовать ему и хранить за пазухой надежду, что именно он приведёт к счастью.
Официальные данные:
Участники маршрута (13 человек): Алексей (руководитель), Сергей Сулоев (Сулой) - помошник руководителя, Саныч (Forestman), Сергей Пирожков, Сергей Якимов (Healer), Сергей Родионов (Радик он же Affin), Рудольф, Андрей Бобылев, Ирина Ведищева, Ирина Хамидулина, Нина, Маша, и я (Света).
День первый. «Я дружу с дождём».
Итак, выехали мы в ночь с 4 на 5 мая в 21:00. Спать особо никому не хотелось и сначала было много разговоров о прошедшей первомайской покатушке, о планах на лето, о прошлых и будущих походах. Потом были традиционные остановки в Троицком и Сростках, пирожки, пиво. Ближе к полночи спать конечно захотелось, но слишком «буйный» Хилер никак не мог угомонится {угу, пол дороги разговаривал с моим затылком и попинывал правую пятку под сиденьем :) (прим. - Сулой)} и перспективы упросить его помолчать хоть немного похоже не было никакой, поэтому до места назначения так мы и ехали - то в полудрёме, то в полусмехе. Остановились за Усть-Семой около 3 часов ночи, поставили по быстрому палатки и решили для начала несколько часов поспать прежде чем начинать первый день пути.
[Ну да, когда едешь в автобусе по одной и той же дороге уже фиг знает в какой раз-остается одно-пить пиво и говорить. Станешь тут буйным J «Вагонные споры-последнее дело, когда больше нечего пить» (с)МВ. Кстати, никому сильно не помешал? ;) (Прим.-Healer)]
Проснулись около 7 утра и снова начался дождь, который теперь уже так и шел, не переставая практически до самого вечера - то сильный, то очень сильный. Мы собирали велосипеды и раскладывали по рюкзакам продуктовые закладки, пока Алексей разводил костёр и согрел чай. Позавтракали, убрали палатки, и под проливным дождём двинулись в путь.
Так как группа у нас не маленькая, то двигаться было решено двумя подгруппами с небольшим разрывом и делать остановки каждые 10-12км. К слову сказать, это был первый и единственный день когда мы соблюдали такую дисциплину J.
Что я могу сказать про дождь на маршруте? Люблю я дождь в первый день пути. Руки мокрые, ноги мокрые, во время езды брызги в лицо, останавливаешься на пять минут и почти сразу начинаешь дрожать от холода, и снова едешь - чтобы быстрее согреться. Но есть в этих дождливых маршрутных днях и что-то другое, дорогое. Когда делаешь вдох, делаешь выдох, и через лёгкие проходит влажный вкусный горный воздух, когда вершины укрыты клубами густого тумана и тёмные тучи входят в контраст со спелой, сочной зеленью трав, когда хочется дышать, крутить педали и петь. Что мы в общем-то и делали. Мне за Санычем было катить одно удовольствие, настроение у него было явно отличное и он изредка даже принимался напевать песенки. В общем хорошая погода или плохая, но посмотрев на лица народа на фотографиях, грустных вы там практически не увидите.
[ Что я могу сказать про дождь на маршруте? НЕНАВИЖУ!!! А дождь в первый день не могу терпеть вдвойне, не взирая на приметы. Делая первый шаг нужно быть абсолютно уверенным во всех последующих, а стекающие за ворот куртки холодные капельки воды этому никак не способствуют. Подсознание начинает метаться в поисках причин, по которым можно было бы все развернуть на 180гр., сознание же встает непреступной стеной на защиту уже сделанного выбора - здравствуй, моя шизофрения!! У каждого свои рецепты для преодоления таких состояний. Я пою, как можно громче. Рот занят, вместе с ним голова, думать нечем, а руки-ноги и без головы хорошо знают свое дело. J И организм через некоторое время сам выходит на «рабочий режим».
Странные ощущения от дороги, которую уже неоднократно проезжал на авто и даже частично на лошадке и впервые - на велосипеде. Успеваешь рассмотреть и прочуствовать ее в буквальном смысле гораздо лучше. Камни, выбоины и промоины становятся твоими личными врагами J Саныч]
Катилось по асфальту хорошо, но измёрзлись мы конечно от такой «милой» погодки немало и проехав Чемал встали на обед. Через неколько же минут остановки Иринка пошутила: а давайте уже поедем, холодно обедать. Но обедать было надо. Приготовили супчик, Алексей достал три бутылки водки, - которые сегодня были как нельзя по погоде, - и мы абсолютно незаметно их приговорили. И выдвинулись дальше. {Ну, как руководитель, Алексей три бутылки водки в середине дня достать не мог :) Достал одну. За другими двумя мы с Healer'ом по быстрому сгоняли, ибо задубели качественно, т.к. до нитки промокли (прим. - Сулой) }
[Замечу, что благодаря сообразительности начальника у всех моментально повысилось настроение! Еще понравился фестиваль электронной музыки [«ЭНЕРГИЯ» (Прим.-Пирожков Сергей)] по дороге в Еланду - целое море палаток! (Прим.-Healer)] {Понравился, потому как проехали мимо. Те кто был не в восторге...(прим. - Сулой) }
[ Первоначально была задумка дать народу отдохнуть/выспаться во время этой остановки, принимая во внимание малосонную ночь. «Если хочешь рассмешить господа бога - поделись с ним своимим планами.»(с) Лучше быть невыспатым, чем замерзшим! Саныч ]
Через пару часов дождик стих и двигаться стало немного потеплее. А скоро асфальт кончился и началась гравийка. Эх, как же неприятно после асфальта выезжать на такую дорогу. То ли это по сравнению с асфальтом так чувствовалась разница, то ли сыграло то что она была немного подрасквашена после дождей, то ли дорога и правда была не очень, - но последние 17км по гравию ощущение счастья уже не вызывали и в районе р.Бийки мы встали на ночлег. Помылись, посушили что было возможно на костре, покушали, выпили за первый день похода, попели песенки под гитару и разошлись спать. К утру должно было прояснить. Таким марально-настраивающим был наш первый походный день - день дождя и тумана.
[В этот вечер многие окончательно переключились в походный режим ;)(Прим.-Healer)]
Официальные данные:
Расстояние: 69.29км, из них 52км - асфальт, остальное - гравийка.
Время в пути: 4ч 31мин. Ср.скорость: 16.93км/ч.
Поломки: прокол у Саныча ободом в самом начале движения.
[ Не было у меня прокола. Травил слегка ниппель, под нагрузкой естессно травил больше. Была бы дыра - поменял бы камеру сразу, а так мучался пару дней J Саныч ]
День второй. «Рюкзак на спину, коня в поводу».
Есть свои особенности в том, когда пишешь отчёт сам, а не читаешь другой, - никак не можешь удержаться от желания пожаловаться. Итак, с утра мне было плохо, очень. Мы с желудком серьёзно не любили друг друга, в итоге ни покушать ни попить я нормально с утра не смогла и поехала в этот день практически голодом, ну других вариантов у меня и не было.
[ Честно говоря, мне тоже с утра было хреново... Говорил я им, не мешайте пиво со спиртом, а они - ШАРА, ШАРА!!! Если бы не кружка крепенького чая, /заварку буквально отбил с боем/, еще не известно, чем бы все это закончилось J Но самое главное - я выспался, несмотря на то, что некоторые /надесь вы догадались, хто ета/ блукали всю ночь и мешали заснуть. Саныч]
[J (healer)]
Не знаю, почему вчера эта гравийка мне не понравилась - сегодня она показалась мне просто замечательной. [Но уже через несколько часов она с грустью и напряжением во всём теле вспоминалась как безвозвратно потерянное благо цивилизации (Прим.-Пирожков Сергей)]
Катилось легко и хорошо, даже не смотря на отсутствие жизненных запасов в организме. Сегодня места были мне знакомы и географически я знала чего ожидать.
Первым интересным нам местом был Ороктойский мост, рядом с которым мы сделали остановочку, сходили поглядеть пороги , сфотографировались и двинулись дальше. Погода, как и предполагалось, наладилась, было жарко и светило солнце. И пейзажи производили впечатление даже на уже «замыленный» этими местами глаз. Дорога проходила вдоль берега Катуни.
Следующим интересным, [заслуживающим внимание (Прим.-Пирожков Сергей)] местом был водопад в районе Бельтертуюка. Правда, не доезжая немного до него, для меня было ещё одно «интересное» место - дорога там шла по прижиму шириной несколько метров, и на этом участке дороге прям на прижиме встали...коровы. Первым ехал Андрей, и он как-то вполне удачно их проехал и поехал дальше. А мне они как-то полностью перегородили путь и что с ними делать я не знала. Стоишь вот так, смотришь на себя в красной толстовке на красном велосипеде и думаешь: никогда бы не подумала что коровы - гроза велосипедистов, блин. Стоять пришлось минут 10. Потом показался Сергей Пирожков и вполне ловко громкими ругательными словами их разогнал. Мне бы так. Я коров всё-таки боюсь - эти хоть и маленькие, но всё-таки с рогами, а я - без J. [Ну я то надеюсь тоже без, и смею заметить «великий и могучий» даже без мата с соответствующей интонацией делает подобные чудеса. (Прим.-Пирожков Сергей)]
Итак, мы добрались до водопада. Второй раз тут, второй раз смотрю теперь фотографии этого водопада и понимаю, что опять фотографии абсолютно не похожи и беднее оригинала - наверное, причина в том, что мост слишком близко к водопаду и обзора не получается. В общем вывод - лучше на всё смотреть своими глазами.
Здесь дорога кончилась и началась тропа. Алексей ушёл на разведку поглядеть, проездные ли там участки, а Серёжа Сулоев и Андрей пока отыскали тайничок из проекта «Геокэшинг». {Тайник не впечатлил. Имея на руках легенду и фотки, ЖПС можно было не включать. Подъехали. Увидели камень. Подошли. Взяли. А ведь самое интересное именно поиск...(прим. - Сулой)} Вернулся Алексей и сказал рюкзаки снимать и водружать на плечи, а велосипед везти рядом. Так начался самый трудный переход за весь наш маршрут.
Всё-таки велоштаны не являются самым удобным предметом для переноски на спине, - конструкция громозкая, мотыляющаяся и тяжёлая, - прибавьте к этому узкую тропу со скалистыми прижимами и ступеньками, колючими кустарниками, - идущую то резко вверх то резко вниз, и сложится примерно картинка нашего перехода. Какие-то участки несёшь рюкзак и вел везёшь рядышком, а какие-то - несёшь рюкзак и ещё вел на плече. Мне почему-то в такие моменты приходили на ум строчки «всё равно его не брошу - потому что он хороший J». На участках, которые можно было проезжать, как правило тоже приходилось везти вел рядом {а напрасно. Кроме того, что ехать таки проще, местами спуски были просто шикарные. И мы с Радиком все недоумевали:«ну как тут можно идти?! Ехать надо!» (прим. - Сулой)} так как сесть с рюкзаком за плечами на велосипед и педалить проблематично - очень сильно заносит (особенно при небольшом весе организма J ), а переставлять рюкзак со спины на вел и обратно - тратить время. В общем во время этого перехода у меня сложилось впечатление, что более оптимальным вариантом является везти с собой на такие случаи нормальный пустой заплечный рюкзак и перед пешими переходами сгружать туда наиболее тяжёлый груз: как-то продукты, ботинки, палатку, оставляя на багажнике только самое лёгкое что не отягощает его значительно. Может такой подход и тоже чем-нить неверен. Время покажет. {я как раз сторонник «комбинированного»(спина-багажник) подхода к распределению груза. В этом походе только лишний раз убедился в правильности выбора. (прим. - Сулой)}
А пока мы двигались по тропе уже довольно долго и пора было бы вставать на обед. Передо мной шёл Хилер и сказал что сейчас последний подъёмчик и вниз - там народ встал на обед. Поднимаюсь, дальше тропка раздваивается и по тому участку, который уходит вниз явно видны 2е велосипедные колеи по песку - соответственно качу по ним, помня слова Серёжи что нужно вниз. Тропа оканчивается, дальше густые кусты и никого не видно. Куда ехать не понятно. Возвращаюсь обратно, опять иду по единственно видным велосипедным следам вниз - и опять прихожу сюда же. Через такие кусты народ вряд ли лез с велосипедами. Попыталась покричать, не докричалась. Поднялась наверх - оттуда тоже никого не видно, как и Рудольфа и Серёжу Пирожкова, которые шли за мной. Так как особо вариантов не было - то решила оставить велик и спустится пешком через кусты на берег - а по берегу наверняка наших будет видно, раз они встали где-то недалеко. Так в общем-то и получилось - увидела, не доехала я до стоянки метров 150 по верху. Откуда взялись велоследы ведущие вниз вникуда - которые меня и запутали - для меня так и осталось загадкой. {следы мои и Алексея были. Подкатили посмотрели, что рано свернули с дороги, но возвращаться не стали и пробурились через кусты. Т.к. остальные ехали по дороге, то у места, где нужно свернуть, я оставил свой вел с «кислотным» гидромешком. Видимо Света не очень устала раз наблюдательность не ослабла и разглядела следы :) (прим. - Сулой)} В общем я немного потерялась. Надо сказать, что само место стоянки по дуге густо обросло полынью. Знаете, что это значит?.. ну и ладно, кто знает - тот поймёт... [я не знаю, Светик, расскажи? (Прим.-Healer)]
Напилась сырой Катунской водички и пошла с Рудольфом забирать свой вел с места, где его оставила. Спасибо Рудольфу за помощь в перетаскивании моего красного собрата по траве и кустам, дабы не обходить слишком далеко. Сегодня было моё дежурство, но обед из-за своей задержки и голодной вымотанности я откровенно прохалявила, в итоге готовили его Алексей и Андрей - спасибо им.
После обеда выдвинулись дальше, на этот раз оставив рюкзаки на багажниках. Тропа то проходила полями, то опять уходила на скалы. В первом случае можно было ехать, во втором - снова везти рядом и лезть.
К слову сказать, первоначально планируя маршрут, сегодня закладывалась полуднёвка в расчёте на то, что положенные около 45км мы преодолеем до 14:00. Сейчас время было сильно к вечеру, а идти было ещё довольно далеко. Только около 20:30 вечера мы дошли до Кемечапкына и разбили лагерь.
Часть народа уставшие ушли сразу поспать {мне показалось, что спать ушли только двое. Остальные разбрелись по ОЧЕНЬ живописной и «ароматной» (елками пахло J) поляне, к ручью... (прим. - Сулой)}, а мы с Андреем уже по темну готовили ужин. Потом команда «жор», и тосты за Алексея, у которого сегодня день рождения. Так как сегодня народ очень умотался - завтра до обеда решено никуда не идти и отдыхать, прогуляться до петроглифов и курганов, а после обеда ехать. А пока спать - крепко-крепко и сладко-сладко. {спать таки большинство легли не скоро. Вставать утром рано было не нужно, поэтому спокойно сидели у костра, беседовали, дегустировали, «привезенный» с первомая и приготовленный Радиком при моем участии, напиток под названием «Шара»... Отличный был вечер. (прим. - Сулой)}
Официальные данные:
Расстояние: 44.87км, из них 27км - гравийка, остальное - то грунт, то пешком.
Время в пути: 5ч 46мин. Ср.скорость: 7.77км/ч.
Поломки: прокол у Нины.
[В целом второй день прошел под девизом - «Жизнь налаживается!» Пригрело солнышко и народ начал активно заголяться не смотря на колючие кустарники и шанс обгореть на солнце. Настроение у всех заметно приподнялось.
Я сделал попытку потерять кучу вещей - увы, РОК позарился только на пустую пластиковую бутылку. Народ на удивление быстро втянулся в процесс протягивания велов через кусты и камни, затруднения вызывают только наиболее крутые и узкие участки. И обнаглел - порой на велах проходят такие участки, по которым нормальные люди ногами ходить боятся. Саныч]
День третий. «На перевал».
Нет, я в походах конечно превращаюсь в жаворонка, но просыпаться всё-таки люблю медленно и постепенно, и в этом смысле полуднёвка сутра - самое то что надо. Можно не торопясь попить кофе, умыться и вымыть наконец-то голову, прогреться на солнышке и почувствовать себя живым, довольным и свежим. Потом ещё немного поваляться и Ирина позовёт завтракать моей любимой кашкой. Потом сказать благодарность желудку за то, что он меня снова любит и уйти гулять к петроглифам и курганам, слушая рассказы Алёши. Потом пообедать, накушаться всяких витаминок чтоб лучше восстановиться и выдвинуться дальше в дорогу.
Итак, сутра мы отдыхали, а в 14:00, как и планировали, поехали дальше.
Впереди нас ждал подвесной мост через Катунь, до которого предстояло пройти ещё 8км. И снова мы то педалили, то велосипед оказывался у нас «в поводу». А погода была отличная, и лапки хоть и истерзанные, но отдохнувшие и уже подсоскучившиеся по педалированию.
О подвесном мосте, по которому мы переходили у меня самые замечательные и тёплые воспоминания ещё с предыдущего конного похода. Напрочь гнилой и дырявый, на высоте метров в 25, но зато вполне широкий и не качающийся, год назад этот мост кардинально изменил наш маршрут. (Отличный мост! Хочу еще! [прим.-Healer]) [По мне, так это был самый красивый момент во всём походе (Прим.-Пирожков Сергей)]. Топала я по нему, стараясь наступать на лаги и улыбалась во весь рот - как же всё-таки легко везти рядом с собой по нему велосипед, а не ушастое, лохматое, испуганное хвостатое создание. Ну да это к теме нашего отчёта не относится.
Перешли мы мост, встали дожидаться остальных, и с кем мы встретились? Правильно. С грозой велосипедистов - с коровами. Пока мы стояли и ждали остальных - остальные по заминке нечаянно после моста свернули в другую сторону (как оказалось - в правильную, но об этом позже).
Спустя некоторое время мы воссоединились, распугали бедных коров и ... поехали!, наконец-то мы нормально ехали, кое-где по гравийке, кое-где по замечательной грунтовке (ну разве что за исключением не самого замечательного навоза на ней J ). Справа от дороги был отгороженный маральник и скалистые склоны, поросшие цветущим в это время багульником. Попадались коняшки на выпасе, которые смотрели на нас как на...как на очень умных людей.
Сегодня мы должны были начать подъём на Каянчинский перевал и искали дорогу на него. Проехав на отличной скорости около 5км, попугав местную животинку и поговорив с одним из жителей, выяснили, что поехали мы от моста всё-таки в неверную сторону. Проехали на такой же замечательной скорости 5км обратно до моста (теперь наверное местной животинке мы казались ещё умнее J ) и свернули в другую сторону.
Доехав почти до деревни Каянча, переговорили с местным жителем, который сказал, что до вершины перевала 30км и что они проезжают эту дорогу на УАЗиках. На это Серёжа Пирожков заметил: ну значит и мы на велосипедах проедем. Ну проехать - это конечно громко сказано J, но передача 1:1 - это вещь всё-таки замечательная. (Мне очень понравился участок дороги «Два ручья» - прекрасно отмыл колеса [прим.-Healer])
После деревни дорога начала забирать наверх и представляла собой уже чередование пологих горочек и не очень пологих горочек. Сама дорога была довольно каменистая и когда начинались крупные камни или резкий подъём - то было целесообразнее слазить с велосипеда и идти пешком, чтобы не выматываться лишний раз. На этих пеших подъёмчиках у меня и родилась загадка «в горку ползком, с горы кувырком» (велотурист J ), которая пришлась как ни кстати и к следующему дню.
Природа вокруг красивая - постоянно вдоль дороги бежит река Каянча, а заросли лиственничных и тишина создают ощущение, что едешь по парку - только едешь тихо-тихо и дышишь тяжеловато, а в остальном полное счастье. По крайней мере мой обкормленный с утра аскорбинкой организм явно отвечал взаимностью и у меня сегодня была «пруха».
Около 18:30 мы выехали на довольно пологое место с полянкой, на которой можно было встать и с нормальным подходом к воде. Алексей сказал, что дальше идти сегодня нецелесообразно, так как время позднее, перевал не взять, а места для стоянки дальше вряд ли будут (в чём мы на следующий день и убедились). И мы поставили лагерь.
Мы за сегодня набрали около 400м высоты и по мере того, как вечерело - становилось всё холоднее и холоднее. После ужина мы дружно забрались почти всей группой в одну палатку и Рудольф весь вечер играл и пел на гитаре замечательные душевные песни, от которых не знаю у кого как, а у меня просто всё переворачивалось внутри. Так холодный вечер стал по-настоящему тёплым. И с этими тёплыми частичками за пазухами мы и пошли спать по палаткам. Завтра предстоял трудный день, но это было завтра...
Официальные данные:
Расстояние: 27.80км, из них 10км - лишний крюк. Непосредственный подъём на перевал составил около 8км.
Средняя скорость: ~9.7км/ч
Поломки: проблемы с передним переключателем у Алексея из-за того, что забился грязью.
[День третий - «Жизнь наладилась, расслабься!» Полудневка с утра, конечно, помогла восстановиться, но и сыграла злую шутку вкупе с отличной погодой с улучшающейся дорогой, сыграла ее со всеми. Хорошая дорога пообещала, что не надо будет дальше продираться пешком через кусты, погода постоянно нашептывала - «займи и выпей», ну как тут не расслабиться?? А самое интересное было еще впереди - Каянчинсккий перевал.
Авангард догнал только на месте ночевки, постоянный подъем меня конкретно умотал, а еще кашу варить, будь она неладна!! Саныч]
{День был просто супер! Очень живописная дорога и тропы. За исключением последних нескольких км начала Каянчи, ощущение было что постоянно едешь под горку. Даже когда после моста свернули не туда, то и до Урсула летели под горку и обратно. (прим. - Сулой)}
День четвёртый. «Зачем велосипедисту сильные руки».
Ранний подъём, кофе, любимая кашка и в путь. Первым ушёл Андрей - в 7:30. Через 20 минут за ним ушла я, ещё минут через 10-15 по очереди вышли остальные. Сегодня подъём продолжался, а небо над нами начинало серьёзно хмурится.
Первые 3-4км. ещё были участки когда езда чередовалась с пешими участками, а затем подъёмы пошли непрерывные и дорога стала плохо проездной. Кое-где встречались серъёзные промоины и лужи, где приходилось везти вел по грязи и идти по этой же грязи самому. Кое-где река текла даже не поперёк, а прям непосредственно по дороге, - и обходить такие участки по траве большое смысла нет, поскольку гружёный велосипед по каменистому дну провести проще чем по траве с кочками. И всё-таки с погодой нам везло, поскольку дождя не было и дорога не была расквашенной. И оставалось просто везти велосипед вперёд и вверх.
Вот оказывается зачем нужны велотуристу сильные руки, непросто толкать свою «тележку» два часа в горку на вытянутых руках, а всё-таки приятно. Потому что перевал действительно очень красивый, причём красивый какой-то неявной красотой, нет тут завораживающих снежных пиков, долин озёр и заливных лугов, - только лес и дорога. И всё-таки это какой-то особенный лес и особенная дорога, будто вросшая своим одиночеством в этот лес и породнившаяся с ним, с его жёлтыми травами и низким небом. Наверное, на этом перевале всегда осень, она тут живёт.
Немного не доходя вершины я догнала Андрея и дальше мы поднимались вместе. Чем выше - тем сильнее становился ветер, настолько сильнее, что даже останавливаться передохнуть становилось холодно.
И вот наконец вершинка с ленточками. Время 11:00, велокомпьютер показывает ровно 9.99км. Ура!
Не знаю, почему в Каянче нам сказали про 30км. Если считать от деревни - то получается 18-20км. Возможно 30 - это вместе со спуском до Онгудая. Это более похоже на правду.
Через 25 минут показались 2а Алексея - Алексей и Саныч, ещё через некоторое время начали подходить остальные. А с другой стороны перевала появился ни кто иной как Лёня - 14й участник похода, который решил не ехать из-за плохого самочувствия и теперь пришёл со стороны Онгудая. Встретились прям на вершине. Так вот интересно получилось.
Теперь мы начали спускаться. Да, спускаться - не подниматься J. Спуск здесь довольно крутой и опасный, так как каменистый, и я спускалась на подзажатых тормозах (ну хоть не пешком - и то славно), которые за этот спуск изрядно подстёрлись, а руки снова устали. Вот, оказывается велотуристу сильные руки нужны не только чтоб вел в горку везти, а ещё и чтоб тормоза зажимать J, когда с этой горки спускаешься.
Над Онгудаем ходили жуткие тучки и ветер гнал пыль. Начинался ураганчик. Мы остановились у магазина, докупили три пачки чаю (которого нам не хватило) и кто что хотел, отъехали за Онгудай и встали на Урсуле на обед. Сказать что ветер был сильный - значит ничего не сказать. Штормило изрядно. В Онгудае у нас на глазах снесло у дома крышу. Причём единого направления ветра не ощущалось - его будто крутило. А после обеда предстояло брать Семинский.
Пообедали максимально быстро. Алексей вместо дежурных варил супик сам, чтобы было быстрее. И сразу выехали.
Что я могу сказать про этот дивный «ветерок»? Дуть в спину он и не собирался. Сила была такая, что иногда откровенно сносило в дороги. Довольно долго, пока дорога существенно не повернула, он дул либо в лицо либо в левый бок, и крайне изрядно подвымотал, а лучше всё-таки скажу: достал меня этот ветер. Ну я чем злее - тем лучше еду как правило, поэтому катилось всё- таки хорошо. Саныч, Алексей и я уехали вперёд, сразу за нами ехали Лёня и Маша, которые потом нас обогнали, - дальше следовали остальные.
Чем выше в горку - тем холоднее и холоднее становилось. После очередного подъёмчика взятого с передачей 1:3, Алексей остановился чтобы одеться теплее, через какое-то время его догнала я и Андрей. Саныч, Маша и Лёня уехали вперёд. Пока мы стояли, одевались и перекусывали - замёрзли ещё больше, начал накрапывать дождь, впереди на горизонте было видно, что погода и того хуже. И мы решили вставать. И это было очень правильное решение, потому что как только мы поставили палатки - начался снег. Чтобы уехавшие вперёд не потерялись - Серёжа Сулоев остановил попутку и сказал, что несколько наших упедалили вперёд и чтоб им передали что нужно возвращаться. Саныч отъехал к этому моменту от нас примерно километров на 5 и был за Зайсанской Еланью. (трогательное название [прим.-Healer]). Он через некоторое время уже по непогоде вернулся. А Маша и Лёня ночевали отдельно.
Спать и нам хотелось очень и очень не хотелось вылазить по непогоде из палаток. Благо к тому времени как Рудольф и Сергей Пирожков приготовили ужин - дождь и снег прекратились и я заставила себя оторвать пустой пузик от спальника и вылезла таки покушать, а потом чистить зубки и спать. Народ ещё собирался в палатке и как и в прошлый вечер пели песни. А я больше ничего не помню...сегодня был хороший день.
А завтра будет уже домой. Вы верите в это? Я - нет. Никакого ощущения конца дороги, только вперёд...
Официальные данные:
Расстояние: 66.55км, из них 10км до вершины перевала, 10км - спуск, остальное - по асфальту.
Поломки: у Серёжи Радионова лопнула спица на спуске с Каянчинского.
[«Расслабился? Получай!!» Холодное утро. Опять варить кашу, ненавижу сладкую овсянку. Встал раньше всех, но прокопался и покидаю лагерь последним, вместе с Сулоем. Холодно.
Дорога окончательно испортилась - русло ручья постоянно выходит на дорогу, море воды и грязи, приходится прыгать как кенгуру. Еще выше, вдоль и на дороге стали появляться снежные /фирновые/ участки. Догнал арьергард, потихоньку обхожу их. Еще выше - вместе с ручьем закончилась грязь, дорога сухая, но весьма крутая. На перегибе догнал Алексея, сьел у него сушки и пошел дальше. Авангард пока даже не виден - вот же ЛОСИ!!
На седловину перевала вывалили как-то неожиданно - только что спорили, куда идти, направо или налево, и вдруг бац - дерево в ленточках, под деревом Света с Андреем едят зачетную шоколадку. Пока бегал устраивать указатель на дороге - появился Леня, буквально «как чертик из табакерки» J.
Спуск с перевала... У меня и слов то таких нет, что бы это описать. Скажу только, что навернулся 2 раза, классически, через руль. С получение по спине задним колесом.
А дальше - монотонная пилежка по Чуйскому. Поднялся шквалистый ветер, местами дующий в лмцо - это полный трындец!! Но когда он задувал в спину - это была просто сказка!! Поначалу хотелось пройти Семинский в этот же день, но народ устал и встал на ночевку в 5 км от Зайсанской Елани. Подозрения о том, что пойдет снег оправдались почти полностью. «Почти» - он пошел не утром следующего дня, а вечером текущего.
Ветер сломал палатку Сулоя и все мои надежды выспаться опять пошли лесом. J Саныч]
(>Поломки: у Серёжи Радионова лопнула спица на спуске с Каянчинского<
ХВЗ'шные спицы (сломано 2!! спицы) очень пригодились :) Провел чудный вечер с колесом Радика. Темно, Дубак, Горы, Ветер ураганный, Спицевой Ключ-Романтика! Никогда не думал что в мою палатку ИСИС 3 входит 7 человек с гитарой и пивом J. И еще: Осторожно!! КлещИ!!!
[прим.-Healer])
{В этот день, почти до вершины перевала Каянча, я постоянно ловил себя на мысли, что не пру... Не едется и все тут. Уже и догнался, после завтрака «кашкой с тараканами»(овсянка с изюмом),сушками и конфетами. И пешком прошелся. Оделся, разделся... ну никак. И подъем то вроде не крутой. Так я думал все время пока не обернулся назад :) Гы... все сразу встало на свои места и я спокойно закончил путь до вершины пешком.
Где-то в середине пути на подъеме на Каянчу мне на встречу идет Нина с аптечкой. И метров с трех спрашивает где я оставил Рудольфа (у него нога болела). Минут несколько я пытался ей объяснить, что я замыкаю группу и никого сзади нет, мы с Санычем последние выходили с места стоянки. - «Нет, был еще Рудольф! Я точно помню!». В общем. я думаю, она еще долго оборачивалась и была уверена, что у него что-то с ногой и он отстал... пока мы его не догнали. :)
А еще в этот день, а точнее вечером, когда вставали на ночлег, ураганный ветер практически в хлам сломал-порвал мою палатку. 4-х местная палатка с большой парусностью и не очень, а точнее совсем не ветроустойчивым каркасом явно была рассчитана на использование в более «тепличных» условиях. Упорствовать в борьбе с ветром не стали более и распределились на ночлег по остальным палаткам. Благо спальные места были. (прим. - Сулой)}
День пятый. «Снег на Семинском».
Утро было хорошим. Не знаю почему - просто хорошим. Ветер всё ещё дул, трава была в инее, проснулись в 5:30, а в 7:00 позавтракав, я не дожидаясь народ выехала. Впереди был Семинский перевал. Ещё 7км и показалась табличка: 11км подъём, 9км спуск.
Шёл снежок, вокруг лежал снежок, ручей вдоль трассы бежал по льду. Ветер всё ещё дул, но уже не такой сильный как вчера. Я ехала вверх одна, останавливалась, фотографировала, и ехала дальше. И было как-то спокойно-спокойно. Не нужно было никуда торопиться, можно было просто ехать, - в этом наверное и смысл маршрутов и смысл дорог: не проехать, не пройти, а ехать, идти...для того чтобы не прожить, а жить!
Вы конечно не думайте, что я на Семинский самоотверженно заехала. На многих подъёмах слазила и шла, чего-то было у меня сегодня настроение погулять пешком. Наверное, слишком много мыслей накопилось в голове и захотелось просто повглядываться в горизонт, продышаться снежным воздухом, поулыбаться себе и ехать дальше...
Без немного 9 я была на перевале, приладила фотоаппарат на земле на крышечку, поставила таймер и сфотографировалась с великом на фоне стелы.
А дальше спуск. Спуск с Семинского был не из приятных. По ту сторону перевала видать выпал основной снег и дорога была вся в камнях, слякоти и льду. И опять руки зажимали тормоза чтоб скорость не превышала 35км/ч. (62км/ч-я самоубийца? [прим.- Healer]) Было очень холодно, особенно из-за ветра. У меня даже в меховых ботинках начали мёрзнуть ноги. Спускалась я и думала - чего же там с нашими девчоночками, которые в лёгких кроссовочках с сеточкой сейчас тут спускаются. {что там девчонки :) Я как «умная Маша» весь поход вез собой на случай холодных вечеров гортексные ботинки... Ну и конечно перед Семинский упаковал их на самое дно рюкзака и попедалил в сандалях... Гений! Что тут еще скажешь...(прим. - Сулой } Уже позже разглядывая фотографии увидела, что у кого не было перчаток - обматывали руки эластичными бинтами, иначе совсем бы обморозили.
Когда спустилась пониже снега, началось настоящее счастье - спуски, спуски, спуски. Только немного подкручиваешь чтоб не терять скорость - и снова вперёд. Сразу за Шебалино меня догнал Алексей.
Забрать нас должны были из Черги. До неё оставалось 35км. В общем уже совсем немного. Погода портилась и несколько раз начинался дождь, но так как при этом ещё и дул ветер, то тучи довольно быстро сносило и снова прояснивалось. В Маюте мы остановились у магазинчика купить минералки. Знаете чего мне хочется всегда во время велопокатушек, не говоря уже о велопоходе ? Молочка! Молока в магазине не было, зато была обалденная свеженькая ряженка 4%. Которой была куплена и приговорена с хлебом одна коробочка. А потом и вторая. Нет большего счастья для голодного туриста. Теперь можно было терпеть наравне с голодным. Снова начался дождь, и мы поехали дальше. А ехать было уже совсем не долго. Наш водитель не стал ждать нас в Черге и выехал на встречу ещё на 10км. В итоге не доезжая 10км. до Черги мы увидели наш автобус и ... и маршрут закончился.
И дальше даже дописывать не хочется.
А дальше почти 2а часа мы разбирали и упаковывали велосипеды и ждали пока приедут остальные {А остальные в это время нагло поедали шашлык, борщик, салатики... ну кто что в долгожданном (не поверите от подножия Семинского не встретилось на трассе ни одной кафешки, даже в таком крупном нас.пункте как Шебалино) придорожном кафе, полагая, что основная группа занимается приготовлением и поеданием планового обеда под Чергой. (прим. - Сулой)}. Около 15:00 мы выехали домой. Надо сказать, что водитель (Сергей) к нашему приезду приготовил нам сюрприз - окрошку! ещё одно счастье голодного туриста.
Настроения у меня честно не было, домой не хотелось, но туда везли. И всё-таки мы были молодцы... А дальше всё как всегда: было выпито за окончание маршрута, были Сростки с пирожками, песни, был дождь по дороге домой и радуга, потом Барнаул, сборка велосипедов и последний переезд до дома, сломанный ураганом фонарный столб перед окном. Мама малость испугалась моего внешнего вида, а я почему-то не узнала дом, как будто меня не было не 5 дней, а полгода, чего раньше за собой обычно не замечала.
В общем это было всё.
Официальные данные:
Расстояние: 75.59км,
Время в пути: 4:18:14.
Средняя скорость: 17:56.
Общее расстояние за маршрут: 284.10км
[День последний, самый грустный. Ничего я о нем писать не буду, не хочу. Саныч]
(Понравился Семинский! И «до», и «после» вершины. Великолепно, нет слов! Хоть и замерз на вершине, ожидая оставшихся, просто аццки! [прим.-Healer])
Послесловие.
Так как мы решили делать отчёт групповым, то я не буду давать своих длинных послесловий, так как чтобы я не говорила - это будет очень личностным и очень от себя.
Каждый из нас может и сам выбирает себе судьбу и может и сам выбирает себе дороги. Но не это главное. И пускай это звучит банально, но в эти пять дней у нас была одна общая дорога, но всё-таки у каждого она была своя, и хотелось в ней каждому своего.
Мне хотелось вкуса свободы, - и она у меня была. Потому что как написано в одной известной строчке «у свободы только два колеса»...
Авторы данного отчёта: Света Глушкова, Алексей Колесников, Сергей Сулоев, Сергей Пирожков, Сергей Якимов.
Комментариев (2)
Добавление комментария
Личная переписка и оскорбления будут удалены.
Не используйте комментарии для раскрутки своего сайта. Такой материал будет удаляться.
Туристический клуб "Альтаир-Алтай" 2003-2021г. e-mail: altair@altair-altai.ru, тел:(3852)49-08-98, +7 961 982 1210.
Перепечатывание либо копирование материалов сайта без письменного разрешения руководства клуба - ЗАПРЕЩЕНО!
Интернет-сайт носит исключительно информационный характер, не является публичной офертой (cт.437 ГК РФ).